Самообразование - Комплексный подход к планированию методической работы в профессиональном учебном заведении

Самообразование
Самообразование является составной частью непрерыв­ного образования руководителей и инженерно-педагогических работников профессиональных учебных заведений.

От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения и руководителей училищ к обу­чению и воспитанию учащихся зависит качество профессио­нальной подготовки рабочих, а следовательно, и уровень производительных сил общества, его материальное и духовное богатство. Повышение квалификации инженерно-педаго­гических работников—составная часть государственной кад­ровой политики. Уровень образования инженерно-педагогиче­ских работников в настоящее время не соответствует общест­венной потребности. Только 40% директоров ПУЗ имеют высшее педагогическое образование. Большинство мастеров про­изводственного обучения не имеют педагогического образо­вания, слабо владеют методикой преподавания своего пред­мета, не знакомы с новыми педагогическими технологиями. Инженерно-педагогические работники училищ нуждаются в постоянном обновлении знаний, повышении профессиональ­ной квалификации. Профессионально-педагогический потен­циал работника училища включает в себя мировоззрение пе­дагога, понимание целей своей работы и представление о средствах их достижения: поиск нестандартных решений в обучении и воспитании учащихся; высокий уровень компе­тентности в области учебной дисциплины.

«Повышение квалификации предполагает организацию обучения на основе определенных принципов. К ним относят­ся не только общепедагогические, но и специальные, учет взаимодействия которых позволяет по-новому строить систе­му обучения, а также осуществлять отбор научного материа­ла».

Повышение квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников основывается на тесной взаимо­связи курсовой подготовки, методической работы и самооб­разования. Самообразование имеет целью прежде всего по­вышение квалификации и непрерывное обновление знании.

Можно выделить следующие общие направления само' и образования:

повышение педагогической квалификации путем изучения новейших знаний и передового опыта в области педагогики, психологии, методики и организации процесса обучения и воспитания учащихся;

совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по специальности и предмету путем овладения новейшими научно-техническими знаниями и достижениями в соответствующей области науки, техники, технологии, эко­номики и организации труда, управления и производства;

расширение общекультурного кругозора и уровня обшей образованности в соответствии с личными запросами и инте­ресами, способствующее гармоничному развитию личности.

Педагогическая теория и практика рассматривают следу­ющие формы самообразования.

Индивидуальная — самостоятельная работа педагога над повышением профессионального и педагогического мастерства, методического и общекультурного уровня.

Коллективная — участие педагогических работников в теоретических и методологических семинарах, университетах педагогических знаний, культуры, литературы, искусства, в работе методических секций и комиссий, научно-практичес­ких конференциях, педагогических чтениях, школах передо­вого педагогического опыта и т. д.

Основные методы самообразования:

самостоятельное изучение научно-педагогической литера­туры и методических рекомендаций;

участие во всех формах методической работы профтех­училища;

изучение передового педагогического опыта, накопленно­го в системе профессионального образования;

взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;

анализ своей работы и ее результатов, участие в экспе­риментальной работе, проводимой в профессиональном учеб­


ном заведении научными организациями;

разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.

Самообразовательная работа инженерно-педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их мето­дического мастерства.

Самообразование всем своим содержанием должно спо­собствовать достижению конечных результатов практической деятельности инженерно-педагогических работников обес­печивать:

успешный поиск и внедрение наиболее эффективных пу­тей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания учащихся на основе широкого применения н учеб­ном процессе новых методов обучения, современных техниче­ских средств;

организацию планирования учебно-воспитательного про­цесса в соответствии с его педагогической логикой и дидак­тическими принципами;

разработку мер по активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и повышению качества получаемой ими профессиональной подготов­ки;

активное участие руководителей, всех инженерно-педаго­гических работников училища в методической работе;

совершенствование содержания учебных планов и программ и работу на этой основе конкретных мер по реализации современного содержания обучения с учетом специфики изучаемой профессии, новой техники и технологии;

установление и осуществление эффективных связей меж­ду преподаванием общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин, производственным обучением и вне­классной воспитательной работой.

Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы руководителей и ин­женерно-педагогических работников профессионального учебного заведения. Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утвер­ждению и контролированию вышестоящими органами. Практика показывает, что такой план особенно необходим практиче­ским работникам и, в первую очередь, — начинающим педа­гогам. В личных творческих планах учитываются особеннос­ти каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации. План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного препо­давателя или мастера производственного обучения. В плане конкретно указывается что, когда и с какой целью необходи­мо изучить, усвоить, осуществить, исполнить и разработать в процессе самообразования.

Большое значение в организации работы по самообразо­ванию должен иметь педагогический (методический) кабинет училища. Результатом самообразования являются самостоя­тельные разработки (методические рекомендации, частные методики, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий и хра­нятся в педагогическом кабинете профтехучилища.


^ Индивидуальная методическая работа руководителей

профессионального учебного заведения


Индивидуальная методическая работа руководителей профессиональных учебных заведений включает:

изучение и анализ работы преподавателей, мастеров производственного обучения, классных руководителей, воспитателей и других категорий работников ПУЗ;

оказание им конкретной помощи в овладении педагогическим мастерством, совершенствовании методики проведения учебных и внеурочных занятий и мероприятий;

выявление, формирование и изучение передового педаго­гического опыта, оказание помощи инженерно-педагогичес­ким работникам в составлении учебно-планирующей докумен­тации,


личных творческих планов, разработке материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, докладов и выступлении на конференциях, педагоги­ческих чтениях и т. д.;

оказание помощи преподавателям и мастерам производ­ственного обучения в подготовке и проведении открытых уроков. Личное проведение открытых уроков, других занятий и мероприятий;

внедрение в практику работы учебного заведения резуль­татов научной работы, научной и методической литературы, передового педагогического и производственного опыта.

Руководители должны помнить, что главным в индивиду­альной работе с инженерно-педагогическим коллективом яв­ляется не выявление отрицательных или положительных факторов в его деятельности, а глубокий анализ их причин, разработка на основе этого анализа конкретных мероприя­тий по оказанию помощи педагогу в совершенствовании про­цесса обучения и воспитания.

Изучение любого контролируемого вопроса должно включать следующие этапы:

1. Определение цели изучения.

2. Составление плана контроля.

3. Выбор форм и методов.

4. Описание фактического состояния дел.

5. Объективная оценка состояния дел.

6. Рекомендации по совершенствованию деятельности Конкретного педагога.

7. Оказание практической помощи инженерно-педагоги­ческим работникам.

В зависимости от поставленной цели внутриучилищный контроль может осуществляться как фронтальный или комп­лексный (изучение постановки учебно-воспитательного про­цесса), так и тематический (изучение какого-либо определен­ного вопроса).

В качестве основных форм и методов внутриучилищного контроля могут применяться следующие:

посещение и анализ уроков теоретического и производственного обучения, производственной практики, внеурочных мероприятий;

анализ выполнения учебных планов и программ;

наблюдение за работой мастеров производственного обу­чения, преподавателей, классных руководителей, воспитателей;

собеседование с инженерно-педагогическими работниками по различным вопросам организации учебно-воспитатель­ного процесса;

проведение консультации для преподавателей и мастеров производственного обучения по актуальным проблемам профтехобразования;

проверка качества профессионального обучения учащих­ся путем устного опроса, выполнения учащимися работ по заданию, проведения фронтальных контрольных работ;

анализ планирующей и учетной документации, отчётов инженерно-педагогических работников училища и статисти­ческих данных.

В результате правильно организованного внутриучилищного контроля появляются большие возможности для инди­видуальной работы руководителей с инженерно-педагогичес­кими работниками профессиональных учебных заведении.

Внутриучилищный контроль не должен носить констати­рующий характер. Анализ урока, изучение и проверка дея­тельности преподавателя и мастера производственного обу­чения — это квалифицированная помощь, основанная на глу­боком изучении всех сторон деятельности педагога.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ) КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ


Учебно-методический (педагогический) кабинет является научно-методической лабораторией инженерно-педагогиче­ских работников училища, накопителем информационных учебных и методических материалов, материалов передового опыта


работы училища, учебных заведений и производственных предприятий области, республики, страны.

Организует работу учебно-методического кабинета заведующий учебно-методическим кабинетом (методист). Каби­нет работает под общим руководством директора училища в тесном сотрудничестве с методическими органами, опираясь на постоянную связь со всеми руководящими и инженернo-педагогическими работниками училища.

Основными задачами учебно-методического кабинета училища являются:

оказание помощи преподавателям, мастерам производст­венного обучения и другим работникам училища в вопросах организации учебно-воспитательного процесса, выбора и применения форм и методов обучения и воспитания учащихся;

обобщение, изучение, пропаганда, распространение педагогического опыта;

оказание помощи руководству училища в координации деятельности различных форм методической работы в учили­ще;

накопление и систематизация материалов по вопросам организации учебно-воспитательной работы.
6333931804645056.html
6334067065608439.html
6334170518058642.html
6334300330256049.html
6334385272478833.html