I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ………………………………………….…… 10 минут - План конспект проведения занятий по пожарно технической подготовке...




I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ………………………………………….…… 10 минут.

^ 1. Организационный момент:

- доклад дежурного, приветствия, проверка личного состава группы;

- сообщение о ходе занятия.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ………………………………………….. 60 минут.

1. Изложение нового материала темы:


Вопрос 1. Ведение.


Вопрос 2. Лопастные насосы.


Вопрос 3. Объемные насосы.


Вопрос 4. Струйные насосы.


- 1 -



Вопросы


Содержание

Действия

препода -

вателя

1

2

3


I

ВВЕДЕНИЕ




В настоящее время на вооружении пожарной охраны исполь­зуются разные типы основных пожарных машин. Независимо от шасси, на которых монтируют пожарные машины, все они имеют общие агрегаты и системы: пожарные насосы, емкости, вакуумные системы и т. п.


Насосами называются устройства, предназначенные для пере­мещения жидких или газообразных веществ в ре –

зультате сообще­ния им энергии.


Насосы, устанавливаемые на пожарных машинах, разли –

чаются по принципу действия и конструктивному офор –

млению. Их при­меняют как для подачи огнетушащих средств к месту пожара, так и для выполнения различных вспомогательных операций (до­зировки огнетушащих доба –

вок, создания разрежения, заполнения цистерны и т. п.),

Насосы, устанавливаемые на пожарных машинах, можно раз­делить на следующие группы:

Схема 1

^ Пожарные насосы







Лопастные


Объемные


Струйные



центробежные

поршневые

газоструйные




вихревые

роторные

водоструйные




осевые

Основные характеристики пожарных насосов – высота

всасывания, напор, создаваемый насосом, подача.


Геометрической высотой всасывания называют раз –

ность отметок оси насоса и уровня поверхности воды в водоеме, из которого жидкость забирают насосом.


^ Чтобы насос мог поднять жидкость до уровня, располо –

женного ниже оси насоса, он должен создать разряжение (вакуум) во всасывающей линии.

Подъем жидкости происходит в результате разности давлений на поверхности водоема и внутри всасывающей рукавной линии, точнее на уровне оси насоса.

Эту разность давлений называют вакуумметрической высотой всасывания.





Дать под

запись


Зарисовать

схему


Дать под
запись





- 2 -


1

2

3



II

ЛОПАСТНЫЕ

НАСОСЫ




Теоретически вакуумметрическая высота всасывания при атмосферном давлении 0,1 МПа (1 кг/см2) может

быть 10,33 мм вод. ст., практически она не превышает

8 м вод. ст. Высоту всасывания уменьшают сопротивле –

ния во всасывающей линии, сальниках и кранах насоса, неплотности соединений, повышения температуры жид –

кости и другие причины.

Напор, создаваемый пожарными насосами, расхо­дуется на подъем жидкости на высоту от приемного уровня до выхода из спрыска, на преодоление разно­сти давлений на конце всасывающего рукава и у спрыска, на преодо –

ление гидравлических сопротивле­ний во всасывающей и напорной линиях.

Подача (расход) насоса зависит от его конструк­тивных характеристик и частоты вращения вала (для поршне –

вых насосов – частоты движения поршня).


Центробежные пожарные насосы

Широкое распространение центробежных насосов для пожаротушения обусловлено их до­стоинствами:

- равномерной (без пульсации) подачей жидкости;

- относительно малыми габаритами и массой;

- способностью обеспечивать работу «на себя» при за –

крытых напорных линиях без повышения давления сверх допустимого;

- воз­можностью работы на загрязненной воде;

- достаточно высокой надежностью и долговечностью.


Принципиальным недостатком центробежных насосов является то, что они не являются самовсасывающими при работе с откры­того водоисточника. Перед началом работы необходима заливка внутренней полости насоса водой, что усложняет управление и конструкцию насос –

ной установки.

Принцип действия центробежного насоса основан на

переме­щении массы перекачиваемой жидкости от центра к периферии под действием центробежной силы при вращении рабочего коле­са. В связи с этим в центре (приемном окне) рабочего колеса и в пространстве под –водящего канала создается разрежение, кото­рое обеспе –чивает подъем жидкости из водоисточника по всасыва –

ющему рукаву под действием атмосферного давления.


Основные элементы конструкций пожарных центробежных на­сосов

Особенности работы пожарных центробежных насосов, а также место их расположения на раме базового шасси с приво­дом от автомобильного двигателя обусловливают ряд требований к их конструкциям.

^ Центробежные насосы должны иметь небольшие габа –

риты и массу, быть простыми и удобными в обслужи –вании. Это позволя­ет рационально использовать грузо –

подъемность и объем кузова, а также важно при монта –

же и демонтаже насоса. Насосы должны обладать высо –

кими антикавитационными свойствами и надеж­ностью




Рассказать


Дать под

запись


Рассказать



- 3 -


1

2

3





даже при работе на загрязненной воде. При увеличении геометрической высоты всасывания с 3,5 м до 7 м

уменьшение по­дачи насоса не должно быть более 20% от ее номинального зна­чения. Число точек смазки насоса

должно быть минималь­ным, слив воды из его корпуса и всех коммуникаций осуществля­ется через один сливной кран.

Разнообразные конструкции пожарных центробежных насосов (ПН – 30; ПН – 40; ПН – 60; ПН – 100 и их моди –фикации) имеют ряд общих основных элементов, отли –

чающихся друг от друга у насосов различных типов только формами и размерами.




^ Рис. 1
Принципиальная схема конструкции
центробежного насоса

1 – вал; 2 – отвод; 3 – уплотнения рабочих колес;

4 – уплотнение вала; 5 – подшипник; 6 – корпус; 7 – рабочее

колесо; 8 – подводящий канал.

Подводящий канал
^ Подводящий канал соединяет водоисточник с внутрен –ней полостью насоса. Условно подводящий канал можно разделить на 2 участка:

- всасывающий трубопровод (рукав);

- всасывающий патрубок.


Всасывающий патрубок служит для формирования по –

тока жидкости при входе в приемное окно рабочего ко –леса. При этом должно быть обеспечено равномерное распределение скорости по­тока по всей площади сечения патрубка. Принято считать, что скорость потока жидкос –ти во всасывающем патрубке и рукаве не должна пре –

вышать 2 – 3 м/с. Это соответствует минимально допус –

тимым гидравлическим сопротивлениям при минималь –

но возможных геометрических размерах всасывающего рукава.

Наибольшее распространение в конструкциях пожар –ных насосов получил всасывающий патрубок, выпол –ненный в виде прямоосного конфузора с углом раскры –

тия в сторону рабочего колеса 5 – 6°, что обеспечивает минимальные потери напора при всех других возможных формах.

^ Гидравлическая характеристика подводящего канала в значи­тельной степени определяет такой важный такти –

ко – технический параметр пожарного насоса, как допус –

каемая геометрическая вы­сота всасывания.





Показать

натурный

образец


Рассказать

6359669794109823.html
6359714795464386.html
6359812019678702.html
6359882864486240.html
6360016963144452.html