Предисловие - страница 10

Глава 10


^ Возможности биографического метода в психологической практике


Биографический метод является исследовательским и диагностическим средством, но вместе с тем он имеет большой практический потенциал. Будучи направлен на выявление субъективной картины жизненного пути в сопоставлении с более объективными данными о ходе и результатах жизни, он помогает самому субъекту жизнедеятельности лучше осознать свою жизнь, подумать её закономерности и программировать её дальнейший ход более осознанно. Работа с собственной биографией - это и самопознание, понимание себя, упорядочивание внутреннего мира, оформление жизненного опыта. Понятно, почему занятия типа ведения дневников и написание мемуаров играют психотерапевтическую и психокоррекционную роль. Итоги такой работы положительно влияют на дальнейший ход жизненного пути.

Есть, как мы старались доказать в предыдущем изложении, закономерности жизнедеятельности и жизненного пути. Знание этих закономерностей — залог, (но не гарантия) продуктивной, счастливой жизни.

Когда-то молодой Карл Маркс, преисполненный благородных стремлений, заявил, что счастлив тот, кто сумеет принести счастье как можно большему числу людей. Александр Сергеевич Пушкин на вершине своей жизни умудрено сказал: "На свете счастья нет, но есть покой и воля". Наш век обнаружил дьявольскую закономерность: намеренное осчастливливание людей на деле приводит к бездне страданий. Нельзя сделать человека счастливым без его желания и участия. И всё же человек рожден для счастья и не должен уходить из жизни, не изведав его. Счастливые люди жили и живут среди нас. Ю.М.Лотман, известный литературовед и филолог, приводит в пример Пушкина, называя его "гениальным мастером жизни, человеком, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах" (1, 250).

Сверхзадача практической работы психолога-биографиста — помочь человеку разобраться в его собственной жизни, наладить её, чтобы жить по-настоящему счастливо. Исходным понятием для практической психологической работы на основе биографического метода, как мы думаем, является "культура жизни"(2). Оно означает сознательное отношение к собственной жизни на основе истинных, достойных человека ценностей, что выражается в большем или меньшем преодолении стихийного её течения путём правильной её организации, оптимального использования личностного времени в целях достижения высокой производительности жизненного пути и вместе с тем вкушения радости жизни во всей её полноте.

^ Цель психологической практической помощи людям на основе биографического метода состоит в формировании культуры жизни. А это не просто, ведь "...жизнь - целое искусство . Жить значит сделать художественное произведение из самого себя ", - писал Ф.М.Достоевский (3, 13).

Культура жизни предполагает принятие определенных ценностей и руководство ими в процессе жизнедеятельности - в этом её аксиологическая сторона. Соотнося свои решения и поступки с ценностями, человек осознает ее смысл. Всякие ли ценности адекватны счастливой и производительной жизнедеятельности? Этот вопрос выходит за рамки психологии, но психология не может избежать его и здесь пересекается с философией (с философской антропологией, аксиологией и этикой, особенно).

Закономерно, что в основе регуляции жизнедеятельности на жизненном пути лежат определенные ценности, значимые для личности. С точки зрения психологии, оптимально, когда ценностные ориентации личности не противоречат, а способствуют её всестороннему развитию и гуманистической, нравственно-положительной самореализации. Упрощенно говоря и применительно к задачам практической психологии ценно то, что полезно для личностного (душевного и духовного) и физического здоровья человека, что удлиняет его жизнь и способствует наслаждению ею. Наслаждение жизнью не есть погоня за сплошными удовольствиями - как раз такой способ жизни оказывается несчастным и болезненным. Оно в том, что выше удовольствий и соответствует истинным ценностям.

Истинные ценности жизни глубоко осмыслены великими философами и художниками слова. В их произведениях мы находим прямые суждения о том, что такое настоящая человеческая жизнь.

^ Для А.С. Пушкина главной ценностью являлась независимость. Он мечтал о такой жизни, чтобы:

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить, и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

^ По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

^ Вот счастье! Вот права...

Свои представления о настоящей жизни и её ценностном основании имеют и простые люди, пусть не великие, но индивидуальности. В них выражается идеал жизненного пути, и отражаются ценности, на которые следует ориентироваться субъекту жизнедеятельности.

Приведу выдержки из сочинений студентов отделения психологии КазГУ, написанных на заданную автором тему "Что такое настоящая жизнь?" (1994, 1999 и 2000 гг.). По их мнению, настоящая жизнь — это:

- " жить в согласии с собой, своими внешними действиями подтверждать и реализовывать свою внутреннюю систему ценностей, потребностей, желаний и т. д... находиться в развитии";

- "это в первую очередь, жизнь НАСТОЯЩЕГО человека, человека, взращивающего в себе субъектность, индивидуальность, человека, осознающего, рефлексирующего, осмысливающего свою жизнь";

- “Настоящая жизнь — это жизнь, прожитая сознательно. Та жизнь, в которой присутствует любовь, присутствуют цели и жизненные задачи. Такая жизнь походит в окружении весёлых и оригинальных людей, тонко чувствующих историческое время, современников. Человек в такой жизни стремится к хорошим, гуманным поступкам, стремится приносить радость людям. Настоящая жизнь - что также нормальная семья, здоровые дети, это индивидуальное понимание действительности. В ней обязательно присутствуют разнообразные ценности. Это может быть и просто рыбалка, но также и социальная работа государственного масштаба. Духовные ценности такого человека – в его внутреннем мире занимают огромное место и являются основополагающим моментом при выборе жизненного пути";

- "Я не мало задумывалась над тем, что такое настоящая жизнь. Эта проблема моего детства. Мне казалось, что каждый человек рождается с каким-либо призванием, только лишь надо его найти. И тот человек, который нашёл его - это самый счастливый человек";

- "Для меня настоящая жизнь — это стремление к развитию и самосовершенствованию, это постоянная борьба, девиз которой "Никогда не сдавайся!";

- "Если на некоторое время избавиться от субъективных и объективных препятствий, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни — от момента вхождения в неё и до ухода, то можно сказать, что человек призван к созиданию, накоплению и приумножению интеллектуального, духовного и экономического капитала, внося его в общемировую копилку. И параллельно воспитывая и готовя своё продолжение в своих преемниках. Это и есть, по моему мнению, настоящая жизнь";

- "Настоящая жизнь - для меня — это, когда я просыпаюсь по утрам с удовольствием, когда я хочу проснуться, соскочить с постели, включить любимую музыку, напевая, завтракать и одеваться, выходить из дома на улицу, улыбаться людям в любую погоду, спешить по делам, которые для тебя очень важны и интересны. Настоящая жизнь, — когда она наполнена смыслом, когда есть любимые люди, которые нуждаются в тебе и любят тебя со всеми твоими слабостями и недостатками... Я чувствую в себе силы, несмотря на весь свой гедонизм, посвятить свою жизнь делу гармонизации человеческих отношений друг с другом и окружающим миром".

Смыслы и цели присущи оптимальному жизненному пути. Шарлотта Бюлер утверждала, что дефицит целевых структур, интимно связанных с неудачным, нечетким осознанием смысла жизни, является источником неврозов современного человека. Сходные мысли развиты в теоретических трудах и психотерапевтической практике В. Франкла, который обосновал понятие о нусогенном неврозе. Примеры жизни замечательных людей свидетельствуют о колоссальной интенсификации процесса жизни и скачкообразного роста её продуктивности вследствие обретения ими смысла жизни.

^ В 1911 году 43-летняя парижская певица Александра Давид-Неэль (Давид-Ниль) записала в своём дневнике: "Жизнь прожита, я чувствую себя старой и больно��”. Но в один прекрасный день что-то случилось в её душе, и пришло решение отправиться в Гималаи изучать Тибет. Она сказала себе: "Позорно было бы навсегда остаться под игом своих страстей, привычек и лени! Пусть мир откроется для меня во всей своей беспредельности ... Я готова платить любую цену за возможность увидеть желанную страну". Поставив эту цель, она отправилась в путешествие, растянувшееся на сорок лет. Александра Давид-Ниль преодолевала немыслимые трудности, пробираясь в неизведанные районы Тибета, где её порой подстерегала смертельная опасность. Но она всё же открыла для себя и для всего цивилизованного мира эту чудесную страну и умерла с чувством исполненности и самоосуществления на сто первом году своей удивительной жизни*. (*Александра Давид-Ниэль (1868-1969) французский тибетолог, с 1912 года путешествовала по Тибету. Командор ордена Почетного легиона, член Парижской академии наук, автор книг о жителях, культуре, природе Тибета. Единственная из европейцев была приглашена на похороны индийского философа и йогина Вивекананды (См.: 4).)

Культура жизни имеет структурный аспект, что предполагает ориентацию на структурные особенности оптимального жизненного пути. В его модели, как мы уже видели (гл. 5), отмечены полнота и цельность, дифференцированность и интегрированность жизненных отношений и занятий, видов деятельности, каналов самореализации. Узость жизни, отсутствие достаточного многообразия интересов и "одновершинность" мотивационной структуры личности могут привести к обессмысливанию жизнедеятельности в случае блокирования по независимым от субъекта обстоятельствам единственной цели и соответствующего канала самореализации. Плохо и другое, когда все мотивы жизни имеют одинаковую значимость для личности, и человек не может выделить самого главного и соответственно сосредоточить свою энергию. Он хватается то за одно дело, то за другое под влиянием обстоятельств или случайного внутреннего импульса и не достигает весомых результатов, не раскрывает в полной мере свой талант.

^ Энергетический аспек�� культуры жизни относится к уровню напряжения, или силы жизни. Он состоит в умении личности произвольно менять напряжение процесса жизнедеятельности, своевременно мобилизовать свои ресурсы или расслабляться. Об этом пишет Л.И.Анцыферова: "Свободный и лёгкий переход от одного функционального уровня к другому, способность определённое время находиться на уровне, требующем меньшего психологического напряжения, а затем вновь возвращаться на более высокий уровень - признак и залог психического здоровья личности, а возможно, и форма аутопсихотерапии" (5, 15).

^ Временной аспек�� культуры жизни состоит в компетентности личности во времени, способности оптимально организовать свою жизнедеятельность во времени, быть своевременным в принятии жизненного решения, улавливать ритм событий надличностного масштаба, экономить и распределять временные ресурсы, уметь адекватно отражать время, строить трёхмерную субъективную картину жизненного пути в историческом времени и совершать жизнедеятельность с учётом прошлого, настоящего и будущего.

Культура жизни - это атрибут субъекта жизни, который адекватно отражает свой жизненный путь в его целостности, думает о жизни и о своей индивидуальности, о своём призвании и предназначении, обобщает события и извлекает уроки, накапливает жизненный опыт, ищет смыслы, ставит цели и проводит свою линию жизни в соответствии с ними, принимает жизненные решения и неуклонно реализует их в повседневной жизнедеятельности, достигает искомых целей и получает удовлетворение и наслаждение от процесса и результатов жизни. Воспитание культуры жизни — это путь становления субъектом жизнедеятельности.

Оптимальная жизнь соответствует оптимально развитой, здоровой личности. При всей сложности проблемы здоровья и его критериев, некоторые признаки здоровой личности (равно как и нездоровой) обозначены в науке. В частности, об этом писали Г. Олпорт, А. Маслоу, А. Кохут. Отмечены такие черты здоровой (самоактуализирующейся) личности, как оптимизм, способность к юмору, целеустремленность, целостность, эмпатия, мудрость, способность любить, стремление к самореализации в творчестве и т. д. Для нездоровой личности характерны недостаточная целеустремленность, чувство внутренней пустоты, отсутствие интереса к жизни, недостаток энергии в поведении и деятельности, фрагментарность Я.

Субъективным интегральным признаком здоровья является бодрость как оптимальное психическое состояние личности, проявляющееся в активном отношении к жизни и готовности к энергичной социальной жизнедеятельности. Именно о бодрой личности мечтал психолог и психиатр, педагог и врач В.М. Бехтерев, много сделавший для укрепления личностного здоровья людей.

В.М.Бехтерев, помимо всего другого, занимался психотерапией и перевоспитанием педагогически запущенных детей в созданной им в 20-е годы Психоневрологической академии в Ленинграде.

Оптимальная организация жизни способствует активному долголетию человека. Б.Г.Ананьев выдвинул гипотезу о двух типах старения - конвергентном и дивергентном (6). Первый характеризуется однонаправленными изменениями в онтогенетическом и биографическом, индивидном и личностном развитии человека, когда естественное старение психофизиологических функций мозга ведет к тотальному снижению продуктивности психических процессов и деятельноетей. В таком случае старению не противостоят какие-либо личностные механизмы, и "натуральный" онтогенез определяет всю картину старения человека.

В дивергентном типе развития наряду с регрессом психофизиологических функций мозга в старости действуют мощные противостоящие старению операциональные и мотивационные механизмы личностного происхождения, обусловленные историей её жизненного пути. В этом случае человек сохраняет трудоспособность и способность к творчеству до глубокой старости, а вместе с тем продлевает своё физическое существование, мобилизуя в активной деятельности все ресурсы организма.

Психолог более других должен разбираться в законах развития личности. Он не имеет права "тащить" кого бы то ни было в счастливую жизнь и тем самым нарушать суверенитет личности. Но он должен сообщить обратившемуся к нему человеку психологическую информацию, которая будет положительно влиять на жизненные решения, организацию жизни и определение линии поведения самим субъектом жизнедеятельности.

Разумная организация жизни зависит не только от чтения научной, философской или художественной литературы, от общения с психологом, но требует самостоятельного духовного поиска личности. Она утверждается в постоянном борении с обстоятельствами и собственными слабостями на основе знания и понимания законов развития личности на жизненном пути.

^ Задачи психоконсультирования и психокоррекционной работы на основе биографического метода:

- стимулирование процессов самосознания, рефлексии, биографического мышления, биографической памяти и воображении, чтобы способствовать оформлению жизненного опыта личности, извлечению уроков из него, оптимальному планированию жизненного пути, созданию жизненной программы и определению личного смысла жизни в целом или на отдельном её отрезке;

- привитие истинных ценностей жизни, развитие адекватного мировоззрения и жизненной философии на основе гуманистических ценностей;

- формирование ценностного отношения ко времени жизни;

- формирование субъектной позиции и соответствующих мотивов по отношению к собственной судьбе*;

- обучение умениям организации времени жизни и побуждение к использованию их в процессе собственной жизнедеятельности;

- тренировка волевых качеств личности как субъекта жизни.

(*Э. Фромм справедливо считал важным для личности способность "принимать трудности, поражения и горести жизни как испытания, из которых мы выходим сильными, а не как незаслуженную кару…” (Искусство любить. М., 1990. – С. 147).)

Вышеуказанные задачи решают психологи, проводя так называемые биографические тренинги, а также консультации на основе комплекса практических биографических методик и процедур. А.А.Кроник выдвинул идею конструктивной психологии, которая нацелена на формирование необходимых, но никогда ещё не бывалых качеств субъекта жизненного пути. Он и его единомышленники разработали эффективные приёмы развития позитивного биографического мышления (коррекция расписания жизни, воспоминание о лучших моментах жизни, побуждение к планированию будущих событий, рассказ о родословной) (7).

Некоторые из коррекционных методик совпадают с теми, что используются в биографическом исследовании (См. гл. 8-9). В самом деле, дневники, письма, вообще личные документы с их психотера­певтическим потенциалом, объективируя внутренний мир, помогают тем самым осознавать жизненные проблемы и решать их.

Французский профессор А.Шутценбергер разработала методику геносоциограммы и применила её для психологической помощи онкологическим больным. Пациент вместе с психотерапевтом составляет собственное генеалогическое древо, а также составляет список важных жизненных событий семьи: браков, смертей, болезней, несчастных случаев, человеческих отношений и их разрывов и т.д. Таким образом, пациент лучше понимает свою жизнь в цепи поколений, традиции семьи и причину своего характера. Благодаря такой работе пациент перестраивает своё отношение к болезни и приходит к улучшению физического состояния (8).

В американской практической психологии с 1974 года существует психопрактическое течение под названием "Life Spring"- "Источник жизни", которое служит повышению культуры жизни. Его основатель Джон Хейнли (J. Hanley) разработал теоретическую базу для работы с людьми, затрудняющимися в самореализации на жизненном пути (9). И 1989 году его сотрудники впервые в Москве провели тренинг-марафон, после чего в СССР появились свои активисты лайф-спринга.

Судя по доступным нам публикациям, в том числе специальному журналу "Lift Spring", в основе данной психопрактики лежат простые истины: каждый должен стать полновластным хозяином своей жизни и не быть посторонним её наблюдателем; искать и находить главные жизненные ценности; делать жизненно важные дела, отдаваясь им всей душой, полностью; уметь брать на себя ответственность; быть честным по отношению к окружающим и самому себе, смотреть правде в глаза и не бояться выражать своего отношения или мнения; преодолевать свои страхи, неуверенность и застенчивость; личность развивается, когда делает над собой усилие и выходит из зоны комфорта.

По этим ориентирам строятся тренинговые занятия. Базовый тренинг служит для общей ориентации в закономерностях человеческой жизни, в ценностных её основаниях. Продвинутый тренинг призван обеспечить эффективное функционирование личности в конкретных жизненных ситуациях применительно к потребностям конкретного человека — участника тренинга. Главный метод - переживание собственного поведения в экспериментально-жизненных ситуациях и его последующий анализ.

За рубежом, в первую очередь в Великобритании, накоплен важный опыт психопрактической работы на завершающем отрезке жизненного пути, который имеет отношение к биографическому методу. Психолог остаётся вместе с нуждающимся в его помощи человеком до конца, как и врач. Психолог может помочь умирающему принять неизбежный конец достойно, остаться личностью-индивидуальностью на пороге смерти. Культура жизни — это, увы, и культура умирания. Религия разработала ритуалы прощания с жизнью, есть и светские их формы.

“Уйти, попрощавшись" — так называлась статья, талантливо написанная журналистами газеты "Известия" А. Васинским и А. Кривопаловым Она посвящена английскому хоспису - социально-медицинскому учреждению, в котором безнадёжно больные люди имеют возможность достойно, по-человечески встретить свой смертный час (10). Для этого создается благоприятная психологическая атмосфера, когда служители хосписа стараются во всем идти навстречу своим пациентам. Например, разрешается держать здесь любимую кошку или собаку, а само здание хосписа похоже на уютное жилище, а вовсе не на больницу. Англичане рассказали журналистам, как по просьбе троих больных было организовано плавание в лодке по маршруту героев знаменитой повести Дж. Джерома вниз по Темзе, а в другом случае сыграли свадьбу пациента и женщины, пожелавшей стать его супругой.

В хосписе сочетаются религиозные ритуалы и нерелигиозные способы душевно-духовного общения с умирающими. Здесь интересуются малейшими оттенками настроения, ощущений и переживаний болезни. После смерти пациента в течение суток его кровать остаётся свободной в знак уважения к памяти ушедшего. В английском хосписе предусмотрены комнаты для молитв, для уединения и созерцания, есть служба по утешению родственников умерших.

Организация жизни в самом её конце и, главное, душевно-духовного общения — это тоже биографическая психология.


^ Методики практической работы с людьми на основе биографического метода


Любой биографический метод даёт не только информацию, но и выполняет психотерапевтическую функцию. Но есть биографические методики, специально предназначенные для практической психологии. Кроме того, в работе психолога—биографиста используются обычные педагогические методы, направленные на формирование жизненной философии, ценностно-смысловой сферы личности. Это, например, знакомство с увлекательной и поучительной биографической литературой типа серии "Жизнь замечательных людей" (аналогичные кинофильмы, спектакли, телепередачи).

В.М.Бехтерев в двадцатые годы проводил биографические беседы о героях разных времен и народов со своими воспитанниками в Институте социального воспитания - так он стремился побудить их к лучшей жизни и воспитать благородную социальную активность. В годы перестройки мы все пережили буквально бум историко-мемуарных публикаций и узнали множество удивительных жизненных историй наших современников, чьи судьбы тесно переплелись с грандиозными и трагическими событиями двадцатого века. Среди биографических публикаций того периода особо отмечу сборник, посвященный столетию С.Л.Рубинштейна, воспоминания Надежды Мандельштам, жены поэта О.Мандельштама, дневники и письма Марины Цветаевой. Были и другие замечательные по психологическому и нравственному содержанию книги и журнальные материалы - обо всех не расскажешь.

К методу чтения мемуаров примыкает беседа. Она может использоваться как психодиагностическая, но она же в той или иной модификации служит психокоррекционным, воспитательным целям. Предлагаю свой примерный план этико-биографической беседы, которая побуждает человека вспомнить и задуматься о пережитом, а, следовательно, критичнее отнестись к настоящему и более ответственно к будущему. Фактической основой для беседы являются события прошлой и настоящей жизни человека (в моем варианте - студента).

Организуя беседу, предварительно следует познакомиться с личным делом, провести биографическую анкету, привлечь другие источники биографической информации. Беседа должна опираться на известные уже факты биографии, узловые моменты жизненного пути. Надо спросить, что из прошлого человек считает событиями жизни. Отвечая на этот вопрос и аргументируя ответы, человек начинает задумываться о закономерностях своей жизни, роли разных факторов в ней, особенно собственной активности. Можно вместе с собеседником наметить отдельные фазы жизни, чтобы понять, что дала или могла дать каждая из "эпох" жизни для развития личности, что было упущено и почему. Такой анализ прошлого повышает уровень самосознания и ответственности за свое развитие на жизненном пути.

Автобиографические воспоминания естественно переводятся в план сегодняшней жизни. Студенту уместно задавать вопросы о мотивах поступления в данный вуз, на данную специальность, об удовлетворенности выбором места обучения. Если беседа удалась, разговор получается искренним и заинтересованным, то можно переходить к более глубинным вопросам.

Примерный план этико-биографической беседы (для работы со студентами)

Вспомните и кратко опишите главные события своей жизни. Когда они происходили, что было их причиной и следствием?

^ Попробуйте наметить основные фазы, "эпохи" вашей жизни? Что они значат для вас, вашего развития?

Где и кем бы вы хотели работать после окончания вуза?

^ Как бы вы хотели устроить свою личную жизнь, свой быт?

Какие цели вы ставите себе на текущий учебный год, на период обучения в вузе в целом?

Что вам мешает жить так, как вы считаете нужным, достойным вас?

Что вам надо делать, чтобы приблизить осуществление ваших целей?

^ В чем вы лично видите смысл своей жизни?

Что такое настоящая жизнь?

Как бы вы выразили в словах девиз своей жизни?

Что Вы хотите сделать в жизни во что бы то ни стало?

Наряду с традиционными в своей основе методами есть специально изобретённые для повышения уровня субъектности личности на жизненном пути. О некоторых из них пойдёт речь далее.

Биографический тренинг для старшеклассников "Повелитель времени" (Н.Н. Толстых), направленный на осознание ими своей жизни на переломном её моменте — окончании школы (11). Особенно важно, что с его помощью удаётся прояснить жизненные планы и сформировать у старшеклассников представления о собственном будущем.

Тренинг проводился в двух временных режимах: в течение шести дней по полтора часа или шесть часов подряд в один день.

Процедура тренинга "Повелитель времени":

1. Упражнения на установление контакта. Беседа о важности целей жизни.

^ 2. Работа с группой по определению жизненных целей участников тренинга. Для этого каждый участник должен:

- составить сценарий фильма о своем будущем;

- нарисовать на бумаге свой портрет в будущем, каким человек хочет стать. Можно рисовать символически;

- выполнить упражнения на самосознание, отвечая вслух на вопросы: что и почему делает меня счастливым, что я люблю делать больше всего;

- участвовать в групповой дискуссии по высказываниям участников.

^ 3. Лекция психолога о резервах психики, о том, что человек может многого добиться, если станет хозяином своей судьбы.

4. Психолог с группой составляют список из 12 характеристик неудачника и 12 характеристик удачливого человека - победителя в жизни.

^ 5. Каждый участник из полученных 24 высказываний выбирает подходящие к его характеру черты, анализирует, из какого списка попало больше черт.

6. Психолог проводит упражнения на самокоррекцию.

^ 7. Все вновь обращаются к сценарию фильма о своей жизни. Описывают его персонажей, дискутируют по содержанию сценариев.


Упражнение Дж. Рейнуотера "Три года", направлено на осмыс­ление приоритетов жизни и её интенсификацию (См.: 12).

^ 1. Упражнению предшествует непродолжительная релаксация.

2. Представьте, что вам осталось жить три года. Вы будете совершенно здоровы все это время. Какова ваша первая реакция… Начали ли вы сразу строить планы или разозлились, что так мало времени?

3. Вместо того, чтобы думать о надвигающейся смерти и негодовать, решите, как вам хочется провести это оставшееся время. Где бы вы хотели его прожить? С кем? Хотите ли вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать?

4. После того, как ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните её с той жизнью, которую вы ведете сейчас. В чём сходство, в чем отличие между ними? Есть ли в воображаемой картине что-то, что вы хотели бы включить в вашу нынешнюю реальную жизнь?

5. Теперь хорошенько осознайте, что предположение о вашей смерти через три года - это только игра воображения. Отбросьте эти мысли. Но сохраните то, что вам хочется, что подходит вам. Запишите, какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение.


^ Упражнение П. Ферручи, направленное на осознание жизненных кризисов и совладание с ними (См.: 12).

1. Вспомните три кризиса, пережитых вами. Сделайте свободный рисунок каждого из них, выражая чувства, которые вы испытывали тогда, и существо события. Рисуйте свободно, не пытаясь сделать красиво.

^ 2. Возьмите эти рисунки и положите перед собой в соответствии с хронологией событий.

3. Всмотритесь в ваши рисунки, проследите в них непрерывность, если можете почувствовать. Вы можете рассматривать кризис как переход между двумя фазами вашего развития. Попытайтесь усмотреть в каждом кризисе новый жизненный импульс, новую черту вашей личности, которая ожидается и прокладывает себе путь.

4. Осознайте также, каким образом вы встречали свои кризисы. Пытались ли вы отсрочить или игнорировать их? Усиливали ли возникающую боль, цеплялись ли за старые привычки? Были ли вы мужественны перед лицом кризисов? Переживали ли каждый кризис по-разному?

5. Помните: кризис означает, что существующий порядок рушится, а новый, возможно, более совершенный, занимает своё место. В период между старым и новым порядком возникают временные дезинтеграция и болезненные переживания. Но это естественный процесс, и жизнь - это школа, а кризисные ситуации - наиболее важные уроки. Поэтому принятие кризисов есть самый практический способ быть свободным и в трудной ситуации. Реактивные, эмоциональные установки должны смениться когнитивными, познавательными.


Имеет смысл познакомить человека с эффективными техниками бытия (Г. Томэ), которые могут применяться для оптимального переживания трудных жизненных ситуаций. Например: "сравнение вниз" (у других ещё хуже бывает, другим ещё тяжелее, чем мне); "сравнение наверх" (у другого всё получилось, значит, и я смогу преодолеть трудности); обращение за помощью и поддержкой к близким и вообще окружающим людям; принятие позиции стороннего наблюдателя-свидетеля по отношению к собственным невзгодам и другие.

В нашей практике хорошо показали себя такие методики, как задание изобразить символически суть своего жизненного пути (типа экслибриса), сформулировать девиз своей жизни. Результаты выполнения заданий в виде рисунков и девизов обсуждаются с их авторами. Авторы высказывают неподдельный интерес к таким занятиям и обнаруживают более ответственное и осознанное отношение к ходу своей жизнедеятельности и стремление дорожить временем жизни.

^ Упражнения на развитие компетентности во времени жизни.

В С.Хомик (13) знакомит нас с "психотерапией, ориентированной на будущее" (ПОРБ) современного американского психотерапевта Фредерика Мелджеса. Она основана на повторном решении бывших жизненных задач с позиций нынешнего состояния личности - субъекта жизни. В ПОРБ человеку помогают структурировать образ Я-будушего. Используется приём, который называется самофутурирование - яркое зрительное представление будущих событий. Самофутурирование сводится к перенесению воображаемого будущего в психологическое настоящее. В соответствии с этим производиться планирование предполагаемых поступков, репетиция будущего поведения на пути к поставленной цели. Психотерапевт облегчает обратную связь, побуждает пациента анализировать недавние жизненные события, чтобы тот осознавал, в какой мере они приближают его к целям.

Также в рамках ПОРБ Мелджес предлагает ролевую игру времен, когда пациент входит последовательно в образы Я-будущий, Я-настоящий, Я-прошлый и создает диалог между этими разными модусами Я. Игра производится в воображении пациента, который должен закрыть глаза и брать на себя попеременно роль разных Я. Для усиления эффекта пациент "усаживает" в пустое кресло напротив себя своё Я-актуальное, с которым ведет диалог с позиции Я-будущее.

Полезные практические рекомендации по организации времени жизни даёт украинский психолог В.И.Ковалёва (14). Вот они:

- стараться в ответственный или благоприятный момент жизни быть собранным и решительным, мобильным и в то же время уравновешенно-ответственным;

- не бояться рисковать и не откладывать дела на потом;

- заблаговременно продумывать и проигрывать возможные варианты важных встреч и действий;

- упорно, целеустремленно и систематически работать над перспективными проектами, чтобы в нужный момент у вас была заготовка к реализации замысла;

- записывать или обсуждать ценные мысли, пришедшие в голову сразу же, не откладывая;

- в общении стараться быть терпимым, благожелательным, не раздражаться.

В целях повышения компетентности во времени и уровня самосознания огромную роль играют личные дневники. Чтобы побудить человека вести такой дневник, надо указать ему на то, что такие великие люди, как Лев Толстой, А.А.Блок и другие писали дневники, познакомить с уникальным опытом биолога А.А.Любищева по организации своей жизни и эффективному использованию времени и многими другими примерами из жизни замечательных людей.

Психотерапевтический эффект дневника был задействован в опыте работы спортивного психолога Р.М.Загайнова, психотерапевта Р.Р.Каракозова (15). Так, Загайнов побуждал спортсменов вести личные дневники значимых переживаний, благодаря чему у его подопечных развивался самоанализ, самопознание, саморегуляция и даже самосекундирование, т.е. учет и экономия времени. Каракозов разработал методику "дневниковой" деятельности, в которой предусматривались приемы реконструкции событий, антиципации, описания вчерашнего дня и некоторые другие. Клиенты составляли список событий жизни, определяли характер связей между ними (логические, причинно-следственные, случайные...), составляли варианты альтернативных событий, определяли смысл отдельных событий и цепочки, блоков событий. Всё это помогало осознать жизненный опыт.

На основе своей модели жизненного мира и внутреннего мира личности Ф.Е.Василюк разработал и апробировал ценную методику тренинга жизненного выбора. Основные моменты методики следующие:

^ 1) отвлечение от обстоятельств, чтобы уяснить суть проблемы выбора, не вдаваясь в подробности на первом этапе;

2) удержание сложности внутреннего мира, не сводя структуру к одному отношению, делу, цели:

3)актуализация глубинных ценностей, напоминание об идеалах и высоких стремлениях, здесь бывает важно прислушаться к себе, довериться интуитивному пониманию самого себя, своего предназначения;

4) оценка альтернатив, перевод ценностного решения в жизненный реальный план, что оно будет означать в жизни, как повлияет на образ жизни - эти последствия надо почти художественно, живо вообразить:

^ 5) решение, понимание его неуклонного исполнения и необратимости потерь других альтернатив;

6) жертва, когда человек должен понять, чем он жертвует во имя ценности, какова плата за выбор во имя главного, осознание жертвы и примирения с нею, новый взгляд на утраты как на добровольный дар, мотивация служения, интеграция старых достижений в новом образе жизни (16).

Конкретные советы и техники по налаживанию жизни могут быть разными, но главное надо понимать и учитывать в психокоррекционной и консультационной работе законы жизнедеятельности и развития личности на жизненном пути, иначе механическое применение техник бессмысленно и даже вредно, поскольку может привести к профанации сложнейшей работы души человека.

Биографический тренинг и консультирование предъявляют повышенные требования к личностным качествам психолога. Он сам должен состояться как субъект жизни, быть компетентным во времени, организованным, понимающим истинные ценности, нравственно развитым, склонным к рефлексии и начитанным в философской, психологической, художественной и биографической литературе, освещающей проблемы жизненного пути человека.


Литература к главе 10

1. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. М., 1981. 253 с.

2. Сохань Л.В., Донченко Е.А., Соболева Н.И. Культура жизни личности//Психологический журнал. 1986. № 5. С. 60-69.

3. Достоевский Ф.М. Полное собрание соч. в 30-ти т. Т.18.

4. Лещенко-Сцхомлина Т. Тибет Александры Давид-Неэлъ //Наука и религия. 1986. № 8. С. 24-30.

5.Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы//Психология формирования и развития личности. М.: Наука. 1981. С. 3-19.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1968.

7.Конструктивная психология — новое направление развития психологической науки и практики: Тезисы докладов. Красноярск: Красноярский университет. 1989.

8.Шутценбергер А.А. Тяжелобольной пациент (15-летний опыт применения психодрамы для лечения рака)//Вопросы психол. 1990. № 5 С. 94-106.

9. Hanley .J. Lifespring: getting yourself from where you are to where you want to be. NY.: Simon and Schuster, 1989.

10. A.Bacинский, А. Криволапов. Уйти, попрощавшись// Известия. 1990. 10 ноября (№ 312).

11..Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени//Актуальные методы в работе школьного психолога. М.: АПП СССР, 1991. С. 62-73.

12. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: Между­народная педагогическая академия, 1995. 64 с.

13. Хомик B.C. Психотерапия, ориентированная на реконст­рукцию будущего личности//Время деятельности личности. Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 63-66.

14.Ковалев В.И. Особенности субъектной регуляции времени жизни//Время деятельности личности. Черновцы: ЧГУ 1991. С. 75-85.

15. Загайнов P.M. К поиску практических путей преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности)//Психология с человеческим лицом. М.:Смысл,1997 С. 274-283; Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта. Там же. С. 257-273.

16.Василюк Ф.Е. Психотехника выбора//Психология с человеческим лицом. М.:Смысл, 1997. С 284-314.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современная ситуация в нашей стране, определяемая коренными преобразованиями в обществе, создает особую проблемность жизни личности, что побуждает каждого из нас больше думать о ней и самостоятельно искать новые возможности для осуществления своих целей и планов, потребностей и стремлений.

Становится особенно зримой историческая детерминированность жизни человека. Но вместе с тем растет и чувство собственной ответственности за свою судьбу. Реализация активной позиции по отношению к своей судьбе зависит от знания закономерностей жизненного пути человека и истинных ресурсов личности как субъекта жизнедеятельности.

В этой, связи биографический метод психологии, пришедший к нам из гуманитаристики более ранних веков, как нельзя лучше, становится орудием понимания законов жизни и основой для управления ею. Опыт биографистов-психологов убедительно доказал научную состоятельность и уникальную ценность биографического метода в деле исследования, обследования и усовершенствования личности при самом активном ее участии как эксперта и субъекта собственного жизненного пути.

Для психологической теории личности большое значение имеют новые факты о структуре субъективной картины жизненного пути, механизмах жизненного выбора, психологических формах существования времени личности, механизмах её саморазвития как субъекта жизнедеятельности. Биографические исследования позволили по-новому взглянуть на проблему психологического времени и завершить иерархию отражения времени в сознании человека, начиная от ощущений микроинтервалов времени и кончая философским размышлением об истории и Вечности.

За сто лет существования биографического метода в прикладной психологии и психологической практике стала очевидной незаменимость биографической информации о личности и её развитии в целях психодиагностики и психокоррекции, а также саморегуляции личностью времени и характера её жизненного пути. Но ещё более заметным стала необходимость дальнейшего развития этого метода и вместе с тем развития генетической персоналистики, которая видит развитие личности в широком жизненном и историческом контексте. В ближайшем будущем, надо ожидать, произойдет смыкание биографической психологии с общей теорией развития личности и всевозрастной психологией, что придаст последним завершенный вид. Классические теории получат новое толкование и подкрепление (или опровержение) в свете новых психолого-биографических исследований, что будет содействовать прогрессу психологии в целом.

С другой стороны, закономерно взаимное тяготение биографической и исторической психологии, так что выделяется проблемная область исторической психологии личности, в которой ставятся вопросы исторической типологии личности, зависимости её состояний от конкретных исторических ситуаций и событий, механизмов её исторической адаптации и исторического поведения. В исторической психологии личности, опирающейся на биографический метод, личность не только теоретически, но и эмпирически исследуется как современник эпохи и сверстник поколения.

По мере развития конкретных психолого-биографических исследований совершенствуются их концептуальные основы и методические средства. Биографический метод становится аналитичным и более строгим, количественным, чем сто лет назад, а биографическая информация используется в комплексе с другой в общей процедуре обработки и интерпретации данных об индивидуальности конкретных людей. В дифференциально-психологическом плане биографический метод особенно продуктивен в рамках психографии, в сочетании с другими научными методами. В общепсихологическом плане он также все более органично может сочетаться с экспериментальными, обсервационными и психодиагностическими методами, что повышает его научный потенциал.

Подводя итоги обсуждению психобиографических проблем и биографического метода, мы ещё раз убедились, что высказанные более тридцать лет назад Б.ГАнаньевым идеи о генетической персоналистике, онтопсихологии в целом, на наших глазах воплощаются в процессе развития психологии. Вместе с тем, как проницательно предвидел учёный, всё более востребуется биографический метод, расширяются его перспективы как в научном, так и практическом отношении. Он становится не только инструментом познания, но и совершенствования индивидуальной, неповторимой и единственной жизни человека. Надеюсь, и Вашей, читатель, тоже.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


1.Какое место занимает биографический метод (далее БМ) в классификации методов психологии Б.Г.Ананьева?

2. Какие психологические явления входят в проблемное поле биографического метода?

3. Основные особенности (свойства) БМ.

4. Смысл понятия "жизненный путь" в психологии.

5. В каких науках и в каких целях используется БМ?

6. Кто был родоначальником БМ в психологии?

7. Каковы основные идеи теории жизненного пути Ш.Бюлер?

8. Каковы результаты биографических исследований Ш.Бюлер?

9. Что такое "измерение" жизни, по Ш.Бюлер?

10. В чем состоит специфика человеческой жизни, по С. Л. Рубинштейну?

11. Как соотносятся историческое, биологическое и психологическое время жизни человека?

12. Какие формы существования человека выделил Б.Г.Ананьев?

13. Влияние индивидных свойств человека на его жизненный путь.

14. Влияние личностных свойств на жизненный путь человека.

15. Как Б.Г.Ананьев определял понятие "индивидуальность?

16.Что вы знаете о программах жизненного пути?

17. Как соотносится онтогенез и жизненный путь?

18. Что такое событие жизни?

19. Виды событий жизни.

20. Что такое жизненный выбор и какова его структура?

21. Что такое биографический кризис?

22. Что такое автобиографическая память и какова её роль в жизненном выборе?

23.Что такое биографическое мышление и какова его роль в организации человеком собственной жизни?

24. Что такое психологическое время?

25. Психологическое время личности.

26 Что такое субъективная картина жизненного пути?

27. Соотношение трёх временных координат в структуре жизни и сознания человека.

28. Что такое трансспектива, по В.И.Ковалёву?

29. В чем суть потенцирования времени, по К.А.Абульхановой - Славской?

30. Как строится техника каузометрии?

31. Что такое личные документы?

32. Дайте характеристику основным видам личных документов.

33. Каковы мотивы создания спонтанных личных документов, по Г.Олпорту?

34.Какие парциальные квазиэкспериментальные методики в процедуре биографического метода вы знаете?

35.В какой последовательности развертывается биографическое исследование индивидуальности?

36. Как обрабатывать биографическую информацию?

37. Как осуществляется количественная обработка биографической информации?

38. Как писать жизненную историю?

39. Что такое культура жизни?

40. Возможны ли эталоны жизни ("настоящая жизнь")?

41. Характеристика здоровой личности, с точки зрения биографической психологии.

42.Что такое полнота, интенсивность, цельность жизни личности?

43. Какова цель психологической практики на основе БМ?

44. Какие задачи ставит практический психолог, работая на основе БМ?

45.Каков психотерапевтический потенциал личных дневников?

46. Какова процедура тренинга "Повелитель времени"?

47. Что такое игры со временем?

48. Психотерапевтический потенциал каузометрии.

49. Что такое "Источник жизни"?

50. Этические и психологические требования к психологу-биографисту.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М - Воронеж, 1999. 224 с.

2.Абульханова-Славскня К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.

3.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

4.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.

5.Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии //Ананьев Б.Г., Дворяшнна М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. С. 40-57.

6.Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 207 с.

7. Жизнь как творчество. Киев: Наукова думка, 1985. 300 с.

8. Жизненный путь личности. Киев. 1987.

9. Коган Л.Н. Жизнь и судьба человека. М.: Мысль, 1988.

10. Кон И.С. В поисках себя. М.:Политиздат. 1984. 335 с.

11. Логинова Н.А. Б.Г.Ананьев — выдающийся учёный в истории отечественной психологии. Алматы: Казак университетi, 1999. 105 с.

12. Логинова Н.А.Биографический метод в свете идей Б.Г.Ананьева // Вопр. психол. 1986 . № 5. С. 104-112.

13.Логинова Н.А. Жизненный путь и социальное мышление личности в контексте исторического времени//Вестник КазГУ. Сер.: Философия. Политология. Социология. Психология. Алматы: Каз. универ. 1999. № 8-9.

14. Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер. 2000. С. 238-246.

15. Логинова Н.А. Шарлотта Бюлер — представитель гуманистической психологии // Вопр. психол. 1980. № 1. С 154-158.

16. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. 368 с.

17. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. 219 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. Изд. 2-е. М. 1946; изд. 4-е. СПб: Питер, 1999.

19. Рубинштейн С.Л. Человек и мир//Проблемы обшей психологии. М.: Педагогика, 1976.

20. Разумная организация жизни личности. Киев, 1989.

21. Человек науки. М.: Наука, 1970.


Психолого-биографическая феноменология

21. Гранин Д. А. Эта странная жизнь. Л., 1974.

22.Лотман Ю.М. А.С.Пушкин. М., 1982.

23. Пришвин М.М. Дневники. М.: Правда, 1990. 480 с.

24. Разговоры с Бахтиным//Человек. 1993. №№ 4-6.

25.Толстая С.А. Моя жизнь//Новый мир. 1978. № 10.

26.Цвейг С. Совесть против насилия. М.: Мысль, 1988. 219 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................3

Введение .......................................................................................5

Глава 1

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - СРЕДСТВО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ....................................................................7

Глава 2

ИСТОРИЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ..............................................................24

Глава 3

ИСТОРИЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ…….. 36

Глава 4

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ........................................................................52

Глава 5

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ - СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ .... 65

Глава 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ. ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР............................................................................................84

Глава 7

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ......................... 102

Глава 8

ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КАК ИСТОЧНИКИ БИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ................................... 117

Глава 9

ПОЛНАЯ ПРОЦЕДУРА БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ............................ 128

Глава 10

ВОЗМОЖНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ........................................ 146

Заключение......................................................................... 164

Вопросы для самопроверки.............................................. 167

Рекомендуемая литература................................................ 169



6360905528735348.html
6361044730148593.html
6361116159870419.html
6361282331464911.html
6361422375107945.html