Общественная организация учителей географии Географическое образование XXI века Материалы семинаров и конференций 1996 2002 Москва 2002 - страница 3

^ Роль интегрированного курса “Общая география” (X класс)
в современном географическом образовании

Для разработки программ по географии (содержание, структура) на основе нового базисного учебного плана общеобразовательной школы сформулирована главная цель изучения предмета. Это - подготовка выпускника школы к самостоятельному применению знаний и умений, необходимых для ориентировки в природной и социально-экономической окружающей среде (в геокомплексе), а также в продолжение образования, самообразования, в житейских ситуациях. В педагогике, психологии общепризнанно, что главным показателем научного уровня подготовки учащихся к этому является усвоение ими обобщенных (теоретических) знаний и приемов (способов) их применения. В школьной географии к ним относятся: общие понятия и представления, знания о пространственных, временных, причинно-следственных связях, закономерностях, классификациях объектов и явлений, а также обобщенные специфические приемы самостоятельной работы как составная (операционная) часть каждой группы знаний, которые служат основой для умения самостоятельно выполнять конкретные задачи. С их помощью знания приобретают деятельностный характер и это очень важно для проверки знаний и умений школьников соответственно требованиям к содержанию государственного стандарта. Вместе с тем, в материалах проверки знаний и умений во всех классах массовой школы, в выступлениях географов, методистов, в частных высказываниях учителей постоянно отмечается низкий уровень подготовки учащихся именно по этой части географического образования.

Каковы причины столь устойчивого, в течение десятилетий, однообразия в негативной оценке результатов обучения географии в школе? Исследования показали, что от учащихся требуют усвоения знаний по всем курсам современной науки, предъявляемой к профессионалам-географам. В школах не проводятся практические работы, не учитывается необходимость преемственности между курсами в развитии у школьников по знаниям и умениям, географическому мышлению, фактически игнорируется личностно-ориентированное обучение.

В нашей авторской программе предусмотрены отбор содержания и структура курсов по логике учебного предмета. Новизна заключается в том, что сочетаются: содержание знаний о специфическом объекте изучения   географической оболочке и ее частях с особенностями мышления школьника при усвоении этого содержания. Специфика географии как науки и как учебного предмета заключается в том, что основные (фундаментальные) знания (понятия, закономерности, приемы самостоятельной работы) формируются на основе деятельности с конкретными географическими объектами и явлениями (на экскурсиях, в работе с моделями, со средствами наглядности)   как основы для формирования представлений. “Имея конечной целью, ознакомление учащихся с системой научного содержания... дидактическая система располагает материал, учитывая законы развития научных понятий в сознании учащихся... мысль при этом углубляется от явления к сущности” [1]. В основу нашей концепции содержания школьной географии (разработана в 1989г.) положена эта теория. В концепции курс “Общая география” является продолжением курсов географии основной школы. К подготовке учащихся предъявляются более высокие требования как к выпускникам средней школы.

В настоящее время, в связи с перестройкой всей системы народного образования, появились альтернативные концепции географического образования. Некоторые из них реализованы в программах. Чаще же всего публикуются лишь авторские программы без их научно-методического обоснования. Некоторые авторы предлагают программы, содержащие теоретические знания. Но, во-первых, преобладают предложения по созданию курсов раздельно по физической географии (общее землеведение) и экономической (общая экономическая география). Во-вторых, в них нет достаточного обоснования места этих курсов в целостной системе школьной географии, и фактически не предусматривается их преемственность с другими курсами.

В условиях поиска места и времени для изучения основных теоретических вопросов школьной географии представляет интерес высказывание ученых РАН: “Уже не раз ученый совет института критически анализировал традиционную концепцию географического образования в общем виде сложившуюся в результате дискуссий 1929   1934гг. и считал, что завершать образование должен обобщающий курс, подводящий итог знаниям, полученным в ходе изучения страноведческих по своей сути курсов” [2]. Это предложение абсолютно правильное с точки зрения важности отражения в школьной географии интегральной сущности науки, а также значимости и необходимости среднее географическое образование учащихся завершать интегрированным курсом геоэкологической направленности.

В авторской программе география представлена как единый учебный предмет с учетом его образовательно-воспитательных функций. Подход к отбору содержания и структурированию географического образования определяют следующие факторы:

В программе отдельные части учебного предмета (курсы) построены по принципу преемственности между ними по содержанию и его первоначальному поэтапному обобщению. Происходит постепенное углубление, возрастание роли теоретических знаний, развитие самостоятельности учащихся в приобретении и применении знаний и умений. Логическим содержанием географического образования учащихся в средней школе является курс “Общая география”. В его содержание входит преимущественно теоретический материал. Он создает научное представление о лике Земли, соответствующей действительности в его пространственной неоднородности, в комплексе основных компонентов: природно-территориальных и социально-экономических. В основу этих теоретических знаний заложены конкретные знания о региональных географических комплексах, полученных при изучении в VI   IX классах предшествующих страноведческих курсов и существующих в сознании учащихся в форме представлений памяти, представлений воображения, предметно-общих понятий. Содержание и структура курса целиком подчинены идее взаимосвязи, взаимодействия человека, общества с окружающей средой в их историческом развитии. Это усиливает его значение в геоэкологическом образовании и воспитании учащихся, в понимании сущности рационального природопользования, прогнозирования возможных изменений в окружающей среде при нарушении в ней природных связей.

Содержание курса требует интеллектуальной активности, разных форм самостоятельного действия учащихся, расширяет их кругозор. Свойственное им чувство взрослости вызывает потребность самоутвердиться, самостоятельно применять свои знания и умения для объяснения, оценки происходящего в окружающей среде. [3]. Реализации этих способностей способствует предшествующая подготовка учащихся по учебным предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов, довольно высокая степень их обученности. Важнейшую роль играет самостоятельность учащихся, обусловленная развитием мышления и владением приемами самостоятельной работы. Преимущества изучения географического материала фундаментального характера в старших классах не только в том, что выпускники школы выходят в жизнь с высоким уровнем знаний и умений интегрированных со знаниями и умениями по другим учебным предметам: физикой, химией, биологией, историей, но и в том, что обеспечивается рациональное использование учебного времени, выделенного на географию базисным учебным планом как в основной (VI   IX классы), так и в средней школе (X класс).

Программа с требованиями к подготовке учащихся опубликована в сборнике [4].

Литература:

1. Данилов М.А. Дидактика средней школы. М., 1975, с. 96-97; с.65.

2. Котляков В.М., Преображенский В.С. “География в школе” 1994, № 4, с. 5.

3. Возрастная и педагогическая психология, ред. Петровский А.В., М., 1973, с.131.

4. Программно-методические материалы, география 10-11 классы, М., “Дрофа” 1998, с. 101   126.


Горбанев В.А.

школа № 45 г. Москва

6372320866958176.html
6372454895748910.html
6372593664118992.html
6372694740919339.html
6372826526687574.html