5. Вдень Пятидесятницы в день сошествия Святого Духа человечество впервые по падении дохнуло Духом Святым и дышит им в Церкви Православной дыхание это полно - страница 13

^ 13. В день тезоименитства наследника цесаревича Николая Александровича (Прочность благоденствия государства не в благонравии только, но и в Православии)

Празднуем ныне Святителю и Чудотвор­цу Николаю, скорому всех помощнику — I во всех нуждах, скорбях и теснотах. Да призрит он на нас свыше и, от Престола славы Божией, молитвою испросив, к нам да ниспослет утешительное, просветительное и руководительное во всем осенение благодати Божией. Это потребное и нам, а тем паче наследнику всерос­сийского престола, благоверному государю це­саревичу Николаю Александровичу, надежде на­шей и отечества. Молясь о здравии и спасении его, ныне, в день тезоименитства его, чего друго­го лучше и пожелать ему? Когда будет над ним осенение свыше, все будет — будет слава его, яко полудне, а потом престол его, яко дние века.

Но, братие, участь царственных лиц не тако­ва, как участь лиц частных, и устроение жизни их не то же, что устроение жизни каждого из нас. Частные лица суть сами одни виновники своей участи. Участь царственных лиц и пре­столов — не от них одних, а вместе от духа, правил и стремлений самого народа. Как часто богоизбранного и боголюбезного царя отъемлет Господь вместе с престолом и царством у наро­да, который сам себя сделал того недостойным! В сей мысли обращаясь в будущее и молитвен­но желая непрерывного ряда престолонаследий в отечестве нашем, нельзя вместе с сим желани­ем не взять на себя и неотменных обязательств пред лицем всеправящего Промысла, исполне­нием которых определяется наше достоинство на милости Божий и условливается прочность престолов.

Престол царственный будет у нас непоколе­бим во веки веков, если мы сами из себя соста­вим нечеловечески прочную, но достойную осо­бенного Божия благоволения и покровительства основу ему.

В пояснение сего укажу вам на скорбную некоторых народов участь, которая гласным су­дом Божиим определена в наказание за нрав их худой и дела их недобрые. После сего сами уже вы наведение сделаете: не будем таковы — не испытаем и той же участи.

Был народ — вавилоняне. Бог по особен­ным Своим намерениям дал ему силу, которой никто противостоять не мог. И покорил он под власть свою весь Восток. Смиренно воздать бы славу Богу, но он возгорделся до того, что Бога не боялся и людей не страшился. И вот суд, из­реченный чрез пророка Исайю на гордый Вави­лон: «ты рекл ecu во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой... Взыду выше облак, буду подобен Вышнему... Ныне же во ад снидеши, и во основания земли... и по­вержен будеши в горах, яко мертвец... и положу тя пуста, яко возгнездитеся в тебе ежем, и бу­дет ни во чтоже» (Ис.14,13-15,19,23). Это и исполнено.

Так «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак.4,6). Смиримся под крепкую руку Божию, — и Он не уничтожать, а возносить паче будет нас всегда во славе.

Были сирияне — народ несильный. Бог бла­гословил их довольством и много раз ограждал безопасностию. Забыли они о Боге Помощнике и, вместо Сотворшего их, основали все надежды свои на одних союзах с соседними народами. За это Бог прогневался на них,— и вот суд Его чрез пророка Исайю над Сириею и Дамаском, столицею ее: «се, Дамаск возмется от градов, и будет в падение... Ксему не будет царство в нем,— и останок Сирян погибнет» (Ис.17,1.3). «Зане оставил ecи Бога Спаса твоего, и Господа помощника... и возуповали на дела рук своих... народы. О, люте множеству языков многих! Аки море волнующееся, тако смятетеся... аки прах плевный веющих противу ветра, и яко прах ко­лесный» (пыль) в бурю развеет вас гнев Божий по странам, чужим вам (Ис.17,10,8,12,13). Это и исполнилось! Так, братие, тот, кто уповает на людей, как на «трость сокрушенную опирается» (Мф.12,20;ис.36.6). Отвращает Господь лице Свое от него и предает его в руки падения его (Иез.39,23). «Уповающего же на Господа милость обыдет. Живый в помощи Вышнего в крове Бога Небесного водворится... Не приидет к нему зло и рана не приближится телеси его» (Пс.31,10;90,1,10). Таков закон и относительно каждого лица, и относительно целого народа. Сами видите, что лежит на нас посему.

Были тиряне — семя купеческо, купцы фи­никийские. Как сетью осетили они кораблями и колониями все прибрежные страны и стали силь­ными князьями земли; но, забыв правду в бессердой корысти, начали они потом поглощать чуждое достояние, как пиявица сосет чужую кровь. И вот отмщение праведной десницы Божией неправедному купеческому народу! «Плачитеся корабли Кархидонстии, яко погибе Тир и отведеся пленен. Кто сия совеща на Тир... Господь Саваоф совеща разсыпати» достояние его «и обезчестити славу» его. «Рука Его ктому не укрепеет по морю, разгневляющая царей... Ктому не приложите укоряти и обидети... Возми гусли, обыди град, блудница забвенная, добре погуди и воспой» (Ис.23,1,8-9,11-12,16) плачевную песнь о прежней славе твоей. Это и исполнилось.

Так, братие, неправда, насилием или хитростию успевающая в онеправдованиях, чуждоприсвоениях, торжествует обычно до времени. Но есть око, блюдущее правую сторону; исполнится мера беззаконий, и суд Божий не закоснит. Так для всякого лица, так и для всякого народа!

Не продолжу более указаний! Итак, дух сми­ренной покорности Богу, дух совершенной пре­данности Его водительству и крепкого упова­ния на Него Единого, дух правды народа к народу, чуждый всякого неправедного присвоения и на­силия,— вот дух богоугодный, не гнев, а милость привлекающий свыше и сообщающий благона­дежную крепость царствам. Бог никогда не ос­тавит народа, так расположенного и таким духом исполненного. Расположим и мы себя так все­гда, и милостив к нам будет Господь. Плещами Своими осенит нас и «мышцею» Своею «укрепит» и заступит (Пс.88,22). Вот недавно восстали на нас Вавилон гордый — Франция, Сирия слабая, опиравшаяся на союзы, - Австрия — и Тир торговый — Англия! Как мы смирились пред Богом, как рабы покорные и всеми оставленные, на Него Едино­го возложили все упование свое, не чуждое при­своить, а свое только удержать желая, то и спо­добились милостивого призрения и заступления Божия. Какой дух силы послал Он нам! И в какое смятение привел умы и сердца покушав­шихся онеправдовать нас! Так и всегда будет. Если сохраним сей дух смирения, упования и правоты, Бог не только сохранит нас, но изберет в орудие исполнения Своих промыслительных планов относительно всех сопредельных нам народов, милость или суд возвещая им чрез нас.

Я указал вам характеристические черты все­го лица народного, привлекающие милость Божию. Но народ сам в себе есть многосоставное целое. Как крепость тела нашего зависит от неповрежденности частей, так и крепость государ­ства — от праводействия составляющих его клас­сов народа. Возьмем опять учителем святого пророка Исайю и поучимся у него, что требует­ся от нас для прочности государства и в сем отношении. Дух Божий вводил дух сего Проро­ка во все пути жизни народа Божия и отметил пророческим наложением суда и наказания все, раздражающее Бога и привлекающее гнев Его. Прислушайтесь, что такое, чтоб видеть, чему не следует быть и у вас, если не хотим потерять ми­лости Божией! «Князи твои» (вельможи, знать),— говорит святой Пророк, — «не покаряются», замыш­ляют новые законы и новый образ правлений. «Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость Моя на противныя... И непокаряющихся погублю» (Ис.1.23-25). «Судии твои,— говорит далее Про­рок, — все гражданские чины, на мзде судят, «за­одно с ворами и грабителями, любят дары, сирым не судят, и суду вдовиц не внимают. Сего ради тако глаголет Господь: наведу руку Мою на вас, и разжегу вы в чистоту и всех беззаконных» по­гублю» (Ис.1,23-25). «Как это,— взывает святой Исайя,— «Сион град верный стал полон суда!» Прежде «в нем правда почивала», а теперь в нем «грабители» и «обид­чики..» мерила неправедные, «серебро поддельное, вино, смешанное с водою» (Ис.1,21-22). И такой пишет о них приговор: «горе глаголющим доброе — лукавое, и лукавое — доброе... полагающим горькое сладкое и сладкое горькое! Како сгорает трость от углия огненного и сжигается от пламени разго­ревшегося, так корень их — яко персть будет... наложит руку Свою на них Господь и гневом Своим поразит их» (Ис.5,20,24-25). Посмотрел потом Пророк на то, как иудеи проводят время, — и увидел, что с «раннего утра» встают и «ждут вечера» (балов, те­атров) затем, чтоб веселиться «с гуслями, и цевни­цами, и тимпанами, и свирелями; на дела же Господни» — благочестивые порядки жизни — «не взирают и о делах руку Его не помышляют» (Ис.5,11-12). И вот им суд: «разшири ад душу свою и разверзе уста своя... и снидут в него вси богатии, безумно веселящийся» (Ис.5,14). Посмотрел Пророк на жен­щин — и вот что увидел! «Вознесошася дщери Сиони, и ходиша высокою выею, и помазанием очес, и ступанием ног, купно ризы влекущия по долу» (нынешние уборы), «и ногама купно играющая» (танцы); и вот что присудил им: «смирит Господь начальныя дщери Сиони... и отымет сла­ву. .. риз их. ..и вплетения златая... и перстни, и мониста, и запястия, и художныя усерязи... и восплачутся хранилища у тварей их» (Ис.3,16-19,25). Когда, наконец, обозрел он весь народ и все неправды его, то в горести воззвал: «тлением истлеет земля, и расхищением расхищена будет земля... бо без законие сотвори живущих ради на ней, понеже преступиша закон, и измениша заповеди, разрушиша завет вечный» (Ис.24,3,5).

Вот порядок жизни богопротивной, привле­кающей суд и наказание. Наказания сии пора­жают грешащих по частям — каждого в роде своем. Но когда потом зло — не останавливае­мое — охватывает весь народ, — вся земля пола­гается пустою и становится жилищем филинов и нетопырей (летучих мышей)! Что следует из сего, сами видите. Хотите упрочить царство? Надо бегать таких дел и порядков, кои привлекают гнев Божий и поражают все народное тело.

Идут ли к нам и в какой мере идут все укоры и грозные приговоры Пророка, сами посмотри­те. Дай Бог, чтобы совсем не шли. Но если идут, лучше исповедать то и исправиться, нежели пря­таться под личину исправности, оставаясь неис­правными. Не человеческий суд, а Божий! Око же Божие и в темных сокровенностях все видит.

Вот мы часто хвалим себя: «Святая Русь, православная Русь». О, когда бы навсегда ос­таться нам святыми и православными, — по край­ней мере любящими святость и Православие! Какой верный залог несокрушимости имели б мы в титлах сих! Но осмотритесь кругом! Скор­бно не одно развращение нравов, но и отступни­чество от образа исповедания, предписываемого Православием. Слышана ли была когда — на русском языке - хула на Бога и Христа Его?! А ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного. Думаете, что это останется даром? Нет. Живый на Небесех отве­тит нам гневом Своим и яростию Своею смятет нас (Пс.89,7). Запад увлекает нас? На Западе заходит уже солнце правды. Мы же, восточные, должны пребыть в свете и не только освещаться, но и светить всем. Вот была недавно политическая коалиция против нас. Слились мы все в одно желание и пресекли самое покушение нападе­ний на нас. Сделаем то же и в деле веры. Там, на Западе, есть другая коалиция, направленная против света веры нашей. Восстают одни за дру­гими злые учители. Тучи злых помышлений воз­двигают, чтоб омрачить солнце, освещающее нас. Дал бы Бог, чтобы и в отражении сих врагов сли­лись мы все в живое единомыслие Православия и совокупными усилиями свеяли с земли нашей навеваемый оттуда тлетворный прах. Вот анг­личане ныне отличаются верностию началам веры своей; а прежде что было? Безбожные учения ведь у них начались. Как же так успели они очиститься? Так, что, когда безбожники нача­ли у них распространять свои учения, они все поднялись — и духовные, и больше еще светские, — и беседами, проповедями, собраниями, пи­саниями переспорили все суемудрия христоборцев, — убедили всех в их лживости и тем спасли веру в королевстве своем. Теперь страна их чи­ста от христоборцев. Нечестие это перешло к французам и немцам,— а от них заходит и к нам. У нас расходится потихоньку. Как же нам быть? Так оставить? Все наконец повредятся в вере. Воздвигнуть надо дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против вся­кого образа мыслей, не согласного с ним. Этим одним отразим врагов Христа, как отразили коалицию врагов отечества. Начать должны вы, — светские, и из вас — более образованные. Меж­ду вами расходится зло, вы должны начать и вос­стание против него... Ваше молчание будет — или неверие, или равнодушие к вере. Говорите же и пишите. Вы всё слагаете на духовных. Да мы только по догадкам судим, какие речи там между вами ходят. Кто из вас приходил когда к духовному отцу и открывал ему болезнь свою, что вот-де слышал то и то и смущаюсь? Едва ли есть такой. А иной и совсем запутался в неве­рии, а приходит и говорит, как верующий. Что же можем мы, когда вы так отчуждаете себя от нас и скрытничаете. Давайте вместе действо­вать. Откроем беседы с церковной кафедры, за­ведем вечера для чтения и собеседования, будем книги составлять - все сделаем в защиту веры. Только сделайте вы начало. Придите и открой­тесь, что такое там делается между вами. Мы гадаем только, что есть лица, кои составляют за­говор против Христа Спасителя и Святой Цер­кви Его. Но какими мыслями они руководятся, не слышим. Спорить же с предположениями есть то же, что бороться с тенями. Вот — поневоле и остаемся бездейственными.

Вот договорился я до скорбных речей. Но не беру слова назад. Господь да умудрит всех — и вас, и нас — соединиться воедино в деле защи­ты веры! Ревнитель Православия — Святитель Николай да озарит умы наши и своею ревностию по святой вере да исполнит сердца наши — стать за славу Бога и Святой Его Церкви. В этом залог не спасения только вечного, но и благо­денствия временного. Аминь.

6 декабря 1863 года


6377176735716510.html
6377233955055308.html
6377344691354777.html
6377413500663220.html
6377567742553112.html